Видання Lotsia про нашу прем’єру «Прекрасний Рогоносець»
Премьера спектакля «Прекрасный рогоносец» по пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка состоялась на сцене Украинского театра. О новой постановке и своих впечатлениях рассказывает культурный блогер «Лоции».
«Прекрасный рогоносец» – яркая и самобытная постановка театра. Спектакль погружает в самые разные эмоциональные состояния – это и тревога, и интеллектуальное напряжение, даже что-то напоминающее катарсис. Это история, начавшаяся с беспредельной любви, рассказывает в результате о безграничной ревности, дошедшей до безумия.
#О пьесе
Режиссёр Иван Урывский, ранее рассказывал, что пьеса привлекала его внимание достаточно продолжительное время. Ведь её ставили такие мэтры как Всеволод Мейерхольд и Пётр Фоменко. Иван говорит, что прочтение этой истории вызвало в нём целую бурю эмоций, потому как в психофизическом смысле, она очень многогранна – по сути это трагифарс с элементами абсурда. В чём же суть пьесы, издавна покорявшей маститых режиссёров? Поначалу главный герой Бруно восхищается своей женой Стеллой самым изысканным образом, буквально создавая её на глазах у зрителей: «Она пятками и земли не касается — всё на цыпочках, порхает как бабочка».
Но немногим позже с той же убежденностью, пылом и страстью, он будет сочинять её невероятных любовников, воображать во всех подробностях измену Стеллы, придумывать за неё тайные желания и намерения, которых у нее нет и не было. После чего, доведённый до безумия, потребует переспать с мужчинами всей деревни, чтобы узнать настоящего соперника. И любящая Стелла согласится. Окончательно безумие овладевает главным героем, когда он показывает свою жену другу их детства Петрюсу (Михаил Дадалев). В тот момент, когда Стелла приподнимает своё платье по приказу Бруно, последний замечает в глазах бывшего товарища по играм нездоровый огонь страсти. И на этом любовь заканчивается, остаётся только ревность. О разрушительности этого чувства писал ещё Сервантес: ревность всегда смотрит в подзорную трубу, делающую маленькие предметы большими, карликов – гигантами, подозрения – истинами.
#О спектакле
Несмотря на то, что бытует мнение, что все спектакли Ивана Урывского похожи друг на друга, мы видим, что это совсем не так. Он предлагает радикально разные истории в одном эстетическом пространстве. Таким образом режиссёру удалось сформировать собственный узнаваемый стиль, особенностью которого стали световое, музыкальное и пластическое решения. В его театральной вселенной все двигаются в «природном» темпе, а сценический язык создаёт эмоциональный фон спектакля. Кроме того, в данном изложении представлены шесть персонажей вместо девяти. Таким образом, была сохранена идея, но весь спектакль уместился в одном действии – и это комфортный для режиссёра формат. А сама постановка представлена каскадом точных, ярких, пластичных движений актёров. И это, несомненно, почерк хореографа-постановщика Павла Ивлюшкина – бессменного партнёра и друга Урывского. Но в то же время минимализм сценографии взывает к работе фантазии.
На сцене прекрасный дуэт – Бруно (Александр Коваль) и Стелла (Марина Климова). При всей эффектности и яркости формы, артисты, а особенно Марина Климова, очень тонко ведут своих героев от одного психологического состояния к другому, погружаются в него. Оба хороши и в прекрасном детском периоде, и в болезненном взрослом.
Трагическая история ревнивца Бруно – повод поразмышлять о том, что толкает людей на самые неожиданные и лишённые логики поступки. Как нелепая мысль, закравшаяся в голову счастливого человека, становится маниакальной, и разрушает и его жизнь, и судьбы близких ему людей. Безумие – заразительно. При всем этом, невозможно сказать, что безумен он один. Его тень падает и на окружающих, которые тоже начинают видеть события в ложном свете. Ведь и Стелла включилась в эту сумасшедшую и нелепую игру. Так что будет ли она в результате спасена своим новым воздыхателем волопасом, или же обречена на коровье существование – это решать зрителям.
Изначально планировалось, что «Прекрасного рогоносца» будут показывать на «Сцене 38». Но в ходе работы команда поняла, что такого камерного пространства недостаточно, потому спектакль идёт всё же на большой сцене. Но, тем не менее, режиссёру удалось сохранить некую интимность, превратив часть зала в корабельную палубу с подвесными канатами и таким образом оставив всего 180 зрительных мест. Здесь возникает вопрос – это находка режиссёра или всё же его предпочтение ставить спектакли на камерной сцене?
Наблюдая за происходящим на сцене, равнодушным наблюдателем точно не остаться. Несмотря на то, что сюжет фарсовый, а события — невероятные, не сопереживать персонажам нельзя. А проблема захватывающего безумия, равно как и ревности, остаётся одной из самых актуальных в любой сфере человеческой жизни. Ближайший показ «Прекрасного рогоносца» в Украинском театре состоится 4 мая.
Источник: lotsia.com.ua
Фото: Ира Рогава