Урывский. Новое имя театральной Одессы

Урывский. Новое имя театральной Одессы Знаменитый на всю Украину Одесский академический украинский театр им. Василько, который много лет радовал зрителей своими постановками, в последние годы представил широкой публике новые дарования среди молодых режиссеров и актеров.

Так, с появлением Ивана Урывского кажется, что изменилась и сама атмосфера театра, появился новый зритель, который идет «на Урывского», а спектакли этого режиссера заняли устойчивую позицию в репертуаре и всегда проходят с аншлагом.

Рождение мастера

Иван родом из Кривого Рога, где окончил школу, стройфак местного университета, играл в рок-группе, потом поехал в Киев и поступил на режиссерский факультет института культуры и искусств, а сейчас уверенно утверждает себя в профессии режиссера-постановщика.

До Одессы он успел поставить два спектакля на студенческих подмостках. Тогда за нашумевший спектакль «Дядя Ваня» в киевском театре «Золотые ворота» на «Мельпомене Таврии» Урывского назвали лучшим режиссером-дебютантом. Его «Украденное счастье» также горячо поддержали театральные критики и зрители.

В 2015 году, еще будучи пятикурсником КНУКиИ, он ставит спектакль по мотивам повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» и буквально взрывает одесскую театральную жизнь.

«Тени» Урывского – это не классическая постановка, а инсценировка Василия Василько, чье имя носит театр. Пьесу, пылившуюся в архивах с 1969 года, которую сам Василько на одесских подмостках поставить не успел, подсказали корифеи театра, а молодой режиссер вдохнул в нее новую жизнь. Для Ивана Урывского и многих актеров, задействованных в постановке, это был дебют на академической сцене.

Спектакль поставили в рамках экспериментальной творческой мастерской «Зритель на сцене», когда места в зале располагаются в нескольких метрах от актеров. Это приближает зрителя настолько, что он становится частью театрального действа, в котором главная тема любви и смерти сопровождается элементами гуцульской культуры.

– Я хотел, чтобы зритель сполна ощутил связь с предками украинского народа, которые жили по особым, в чем-то первобытным законам, по-другому воспринимали окружающий мир, – говорит Урывский.

Сразу после «Теней» 25-летний режиссер поставил сложную пьесу Александра Вампилова «Утиная охота». К этому произведению с 1967 года обращались многие, известна и экранизация – «Отпуск в сентябре», где, по мнению многих критиков, свою лучшую роль сыграл Олег Даль. Но в Одесском украинском театре впервые поставил ее именно Урывский. Спектакль называется «Последний день лета». Один день из жизни героев, один акт, который смотрится на одном дыхании и с огромным эмоциональным напряжением.

– Мы стремились войти в процессы сознания главного героя, добраться до первопричин. Почему он пришел к духовному кризису… Есть у нашего героя выбор? Послевкусием у зрителей должны остаться мысли о переформатировании себя, о том, что мы должны нести свет и любовь. Вместе мы – сила, но только в том случае, если каждый силен и честен пред собой, – отмечает режиссер.

Итальянская магия на украинских подмостках

Затем, уже в этом году, появляется третий одесский спектакль – трагикомедия «Турандот», сказочная пьеса итальянского драматурга эпохи Просвещения Карло Гоцци.

– Мне показалось, что в этой истории присутствует некая магия. Выбор происходил интуитивно, было ощущение, что это нужно делать именно сейчас, поскольку эта пьеса о человеке, о жизни, о любви, свободе и смерти. Это сказка на грани с реальностью, – рассказал режиссер о выборе пьесы.

Над сценографией и костюмами вместе с режиссером-постановщиком работал дизайнер, создатель фестиваля моды «Времена года», консультант «Odessa Fashion Week» Руслан Хвастов. Пластику актерам ставит хореограф Павел Ивлюшкин, работавший над многими постановками Украинского театра.

Результатом работы всей команды стал невероятный спектакль, где свет, движения, музыка – все отточено до мелочей.

Интересно, что прежде полного перевода пьесы Карло Гоцци на украинский язык не существовало. Специально для спектакля его сделал актер театра, поэт и переводчик Игорь Геращенко.

На украинском языке поставлены и другие работы Урывского. И если язык «Теней» оригинален, то нельзя не отметить, насколько гармонично в вампиловской «Охоте» слышится украинский перевод Любови Федченко.

В работах молодого режиссера тексты и детали, акценты и полутона невероятно сочетаются с пластикой актеров. Эмоции дают импульс движению, а каждое движение героев наполнено смыслом: резкие и отчеканенные, они полностью погружают зрителя в происходящее на сцене.

Кукольная мистификация о любви

Продолжая экспериментировать со сценическим пространством, на сцене одесского театра кукол, Урывский ставит спектакль «Олеся. Мистификация» по мотивам одноименной повести Александра Куприна. Премьера с успехом прошла в ноябре и стала еще одним эмоционально сильным открытием уходящего года.

В этом спектакле для взрослых режиссер показал, что способен на сногсшибательные эксперименты, применив новое решение – симбиоз актеров и кукол. Специально для постановки созданы четыре куклы, над которыми Урывский работал вместе с художницей из Киева Анастасией Пташкиной. Благодаря оригинальному режиссерскому взгляду, необычной хореографии и кукольной мистике такая рискованная идея трансформировать классику оказалась весьма успешной.

– Мне показалось, что произведение Куприна может и должно существовать в кукольном мире, – говорит режиссер, – ведь кукла в театре диктует свои правила игры, другой образ существования и мышления, новую концепцию, другое ощущение театральности. Возможно, в новом пространстве и в кукольном мире противостояние двух миров – языческого и христианского – будет выглядеть острее и глобальнее. И, надеюсь, история любви заиграет новыми сценическими красками.

Это спектакль о любви. По мнению режиссера, не всегда обязательно ставить про войну во время войны. От этого, говорит он, не станет больше мира, а сам театр не станет актуальнее. Во время войны лучше – о мире, о любви.

Эксперимент не ради эпатажа

Отличительная черта Урывского, который с первых дней своей режиссерской карьеры взялся за классику и сложную драматургию (Франко, Гоцци, Вампилов, Куприн), – это то, что он сумел сделать свои постановки очень стильными. Он дает спектаклям новое художественное обрамление и интересное переосмысление классических сюжетов, при этом привносит в них актуальность нашего времени. Творческий эксперимент – это то, чем занимается труппа в настоящее время.

Поставленные по пьесам, написанным в разные исторические эпохи, его работы кажутся современными и совсем юным зрителям, и тем, кто уже видел эти сюжеты не раз на других сценах.

Люди с удовольствием выбирают театр, поскольку качественное украинское кино пока редкость, от зомбирующей пропаганды телевидения большинство отказывается, а театр в Украине становится популярным, модным. Урывского же по праву называют одним из самых перспективных молодых украинских режиссеров. Благодаря таким мастерам рождается качественно новый театр.

Джерело: Одеські вісті 23.12.2017

Автор: Александра Степовая

Юлія Пивоварова. Директор-художній керівник театру.