Украинский театр в Одессе: убийство без топора и радикулит от розыгрыша / интернет-издание Сегодня.ua (21 ноября 2015 г.)
Одесский украинский музыкально-драматический театр имени Василия Василько, который расположился на улице Пастера, 15, в начале месяца отметил свое 90-летие. “Сегодня” заглянула в театральные цеха именинника, скрытые от взоров зрителей.
Свою прогулку закулисьем мы начали с гримерного цеха, где увидели разложенные на столе накладные усы разной формы и парик — все из натуральных волос. Художник-гример Татьяна Пантюшина готовилась к вечернему спектаклю “Сватанье на Гончаровке”. Она показала нам сухие и масляные палитры с гримом и кисти для его нанесения, а также содержание своих рабочих ящиков с накладными косами и бородами.
“Как правило, опытные актеры гримируются сами, но если нужна помощь, мы помогаем. Если сценический образ печальный, представляется вытянутое лицо, брови домиком, глаза и уголки губ немного опущены — всего этого можно достичь с помощью грима, например, румянец с лица убрать и придать ему бледный желтоватый оттенок, а еще — надеть парик с гладкими удлиненными волосами”, — поделилась своими секретами Татьяна и отметила, что каждая деталь образа обсуждается с режиссером.
Среди инструментов гримера есть старинные щипцы из Марселя, которые она раскаляет и которыми придает необходимую форму растрепанным усам. Рядом со щипцами на рабочем столе — антикварный гладильный утюжок: им до сих пор отпаривают накладные волосы. Гример рассказала, как однажды на гастролях во время спектакля актеру показалось, что у него отклеивается борода. “Он незаметно отвернулся, снял ее и положил в карман, продолжая диалог. По завершении первого действия актер подошел к актрисе и спросил, ничего ли она не заметила. Оказалось, ни актриса, ни зрители не заметили исчезновения бороды, настолько хорошо он играл свою роль”, — вспомнила Татьяна.
ПЛАТЬЕ С ЛИЦОМ. Следующий цех, в который мы отправились, — костюмерный. Здесь хранятся сотни нарядов со всех постановок. Среди них — костюмы из мешковины и бумаги, целый ряд свадебных одеяний и белое платье с нарисованным человеческим лицом: режиссер “Гамлета” расписал ткань собственноручно. “Необычные костюмы были в спектакле “Королевский экспромт”. У Людовика XIV был золотистый наряд с множеством камней, которые после спектакля собирали по сцене”, — рассказала костюмер Татьяна Шарипова.
А непосредственно за кулисами мы встретили актера Олега Руссола, который перед тем как выйти на сцену в образе Прокопа из “Сватанья на Гончаровке”, поведал нам о курьезных происшествиях, которым был свидетелем. Как-то один из актеров сидел и писал что-то, надев очки. Вдруг слышит — объявляют его выход на сцену. Он так и выбежал — в очках и без топора, хотя по сценарию играет палача и должен рубить голову. “Ему шепчут, чтобы снял очки, и спрашивают, где топор. А он говорит: “Я его кулаком убью!” — вспоминает Руссол. И добавляет, что были и “хулиганские хохмочки”. Например, в чемодан, с которым актер должен играть в постановке, перед самым выходом на сцену могли положить несколько 10-килограммовых утяжелителей.
“А еще как-то перед поднятием занавеса певцу хора, стоящему на высоте трех метров, исподтишка всучили двухпудовую гирю (32 кг. — Авт.). Он ее схватил автоматически и вынужден был держать полчаса, ведь если бы бросил с такой высоты, грохот был бы на весь зал”, — рассказал Олег Руссол. По его словам, хорист сразу после спектакля полез в драку к шутнику и не зря — в результате розыгрыша он получил радикулит.
После нас провели в реквизиторский цех, где мы увидели бутафорские топоры, молотки, апельсины, свадебный торт и черного ворона. И вот, наконец, сцена! “Благодаря тому, что она достаточно большая, в театре работает экспериментальная сценическая площадка, и зрительские места размещают прямо на сцене”, — рассказали в театре.