Константин Белинский для YABL о премьере «Вона його любила»
В конце июня в Одессе прошла премьера спектакля «Вона його любила» руководителя киевского театра «Золотые Ворота» Стаса Жиркова. О ней в городе говорили все – в том числе и благодаря соцсетям, где режиссер то и дело создавал ажиотаж.
Интересная тенденция: роль флагмана «театрального туризма» в Одессе взял на себя Одесский украинский театр, который раньше пригласил к себе режиссера Ивана Урывского, а осенью планирует совместный проект с Максимом Голенко и «Диким театром». Но вернемся к премьере, и разберемся, чем она так важна для Одессы.
Первое разрушение стереотипов о современном театре происходит, когда тебя как зрителя развернули и посадили на сцену. В этот момент ты становишься участником событий и выполняешь роль пассивного фрэнда из соцсетей. Но во время спектакля не всегда понятно, когда персонажи общаются вживую, а когда через телефон или мессенджер. Режиссер играет с восприятием реального и виртуального миров.
Итак, по сюжету. Молодой учитель философии в наркотическом угаре заключает сделку со своим приятелем-мажором. Объект сделки – макбук, символ успешной жизни для философа, а его цена – видеозапись потрахушек главного героя с местной гопницей, одной из его учениц. Вот она завязка. Банально? Возможно. Но если только спектакль ставит не Стас Жирков.
“Вышел из тюрьмы с кладезем звериной ненависти”
Режиссер показал культуру упадка в двух ложно полярных мирах: тюремную романтику и «выгорающих» (читай – «скучающих») мажоров. Оба мира о разочарованиях, предательствах и обмане. У каждого из героев на руках чья-та кровь, и каждый виновен в чьей-то смерти. Здесь никто не заслуживает жалости, но при этом ты жалеешь каждого. Философа, который чувствует свою большую маяковскую ненужность. Бывшего парня героини, что вышел из тюрьмы с кладезем звериной ненависти. И Таню, которой не повезло родиться в среде поскотских люмпенов (поскот, он же Поселок Котовского – микрорайон в Одессе). Она влюблена в хлюпика-философа, что закономерно приводит к саморазрушению каждого из героев. Ведь «рыцарь по сюжету должен убить дракона».
Пьеса адаптирована под одесскую локацию. Здесь услышишь как названия родных мест и улиц, так и местный колорит в лице матери главного героя. И если от первого акта хотелось смеяться, то уже на втором становится тревожно. Кто-то говорит, что концовка могла бы иметь и лучшее режиссерское решение, и будет по-своему прав. Меня же финал ввел в оцепенение: я пропускал его через личный опыт мрачных событий из жизни.
Работа актеров в разных условиях и с разными режиссерами заставляет первых расти в профессиональном плане. И это раскрывает в них то, чего раньше не ожидал. Например, я не мог представить Марину Климову в образе гопницы. Теперь могу, потому что она показала пацанку, которая все равно остается девочкой. Она хочет отдавать свою любовь, хоть и любит по-своему – «так, как умеет». Кроме Марины еще понравился Вадим Головко, чьей философской безнадеге я поверил. Так что кооперацию «Одесса – Киев» считаю удачной и с перспективой на будущее.
Для кого этот спектакль? Для молодого одесского зрителя, у которого испорчено представление о современном театре. Испорчено добровольно-принудительными походами на скучную и затянутую классику. Поэтому меня всегда интересовало, что чувствуют актеры, когда школьников заставляют смотреть их спектакль. Я уже ругал одесский ТЮЗ за подобный подход к показам, ругал и украинский театр за то же самое. Потому что в прошлом был одним из тех, кого выгоняли из зала. Но замечу, что украинский театр в руках Юлии Пивоваровой хоть исправляет то, что испортил, а одесский ТЮЗ – нет.
За атмосферу «Золотых Ворот» и сцену секса без прикосновений ставлю спектаклю «Вона його любила» 8 из 10. Крайне рекомендую к просмотру. На него стоит идти, потому что это еще один шаг вперед для театрального мира Одессы.
Фото: Irogava