Размышления о премьерном спектакле «Она его любила»
Ялта…август… Нет, не то! Июнь. Одесса. Академический украинский музыкально-драматический театр
им. Василия Василько. Премьера спектакля «Она его любила» в постановке одного из топовых режиссеров Украины – Стаса Жиркова.
Драматургическая основа спеткаля – пьеса Андрея Иванова «С училища», написанная во время Международной драматургической лаборатории в Минске (Стас Жирков принимал участие в этой лаборатории и является соавтором идеи пьесы).
По замыслу режиссера (он также автор сценического пространства, звукового и светового решения) зрительские места перенесены прямо на сцену театра, где происходит действие спектакля. Стол, четыре стула, позади – стена, прорезающая темноту портала. А еще полюбившиеся режиссеру лампы дневного света в «немецком стиле» и микрофоны для «зонгов».
Стас Жирков адаптировал текст, «подогнав» его под одесские реалии:
гопница Таня (Марина Климова) живет в Поскоте (поселок Котовского), торгует на рынке Северный и учится в училище. Там же работает Сергей (Вадим Головко), преподаватель философии, в которого девушка влюблена. Еще есть мажор Славик (Константин Кириленко).
Именно он предлагает мечтающему заработать деньги Сергею сделку: соблазнить Таню, а фотки выложить в facebook. Дополняют местный колорит папа Тани (Игорь Геращенко), алкаш и инвалид, ее бывший жених-зэк Костя (Владимир Романко), а также мамочка Сергея (Ирина Охотниченко), жаждущая поскорее женить сыночка.
В речи героев то и дело проскальзывают фразочки: «А Кивалова – это не кидалово», «обычное мудило из Измаила», «все красиво, когда у папы ксива»; одному из героев вообще приснился страшный сон про Олега Филимонова в шарфе!
А еще для этой истории подобрано необычайно точное и атмосферное музыкальное оформление спектакля (хоть и не одесская, но популярная украинская мем-группа «Стрыкало»: песни «Колыбельная» и «Знаешь, Таня»).
Если бы пособие по театроведению для студентов-двоечников составляли такие же двоечники-преподаватели, в нем непременно бы указали один из способов узнавания постановок Жиркова: в первом акте смеемся, во втором – плачем.
После работы в Германии режиссер усложняет задачи, и жанровое «скольжение» теперь все чаще происходит на протяжении всего спектакля. «Она его любила» – наглядный тому пример. Здесь актеры, словно по щелчку, переходят из одного способа существования в другой.
В спектакле много «игры в театр», отстранения, общения с залом. Например, в один из важных сюжетных поворотов, Константин Кириленко (Славик) прерывает действие и объясняет зрителям, зачем Сережа раскрывает свой секрет Таньке. Также актеры разыгрывают сценку «Принцесса, Рыцарь и Дракон», в которой высмеиваются «штампы» украинских «шароварных» спектаклей. А в, казалось бы, напряженном эпизоде, предвещающем убийство, главная героиня проводит интервью: кто и кого будет убивать?
Зато в моменты интимной близости, возникающей между главными героями, можно прочувствовать как «ночные кварталы спят в тишине», и даже уловить солоноватый запах моря.
Есть в спектакле также несколько эмоционально жестких сцен. Например, когда Таня потрошит Сережиного пса (Джон Сноу – красный бутафорский бульдог, еще один персонаж спектакля): достает из него кетчуп, булку, и ест этот импровизированный хот-дог. Или же, когда заставляет героя танцевать «стриптиз-медляк» на столе.
Таня Марины Климовой – прекрасная, глубокая, но все же до гопницы ей далеко (правда, я не бывала в Поскоте, возможно, там именно такие!). В этой Тане больше от эдакой современной Кармен (и даже юбочка у героини специально или случайно, но в «стиле»).
Костя-зэк в спектакле наделен звериной пластикой. Он – то обезьяна, то собака (ведь именно как к собаке к нему и относится Таня).
Несомненным «хитом» сезона является Славик, «надвиганый» мажор, который спасается от «душевного выгорания», как может. Его пластика и внешний вид подчинены воздействию препаратов. И если в начале спектакля у героя в коксе лишь только нос, то в конце «белый снег» уже «посеребрил» его волосы и словно въелся в кожу.
Каждый из этих героев – и Принцесса, и Рыцарь, и Дракон. Вот только по сюжету именно дракон должен умереть в конце. Один рыцарь попадет в тюрьму, а другой – в Камарилью, Братство успешных людей.
«Каждый любит, как умеет» – главный месседж спектакля, написанный на обратной стене доски в портале.
Но кроме темы тотальной нелюбви в спектакле отчетливо звучит тема эмиграции (здесь можно провести параллель с другим спектаклем Стаса Жиркова – «Почему не выжил Михаил Гурман?»). И, наверное, только этой неудержимой жаждой свалить побыстрее можно объяснить, почему Сережа согласился на столь сомнительную сделку со Славиком.
Важной для режиссера становится также тема социальных сетей и «виртуальной реальности». Ведь каждый зритель спектакля – это и наблюдатель за драмой героев, и пользователь, расставляющий свои лайки.
В спектакле даже маркируется социальная принадлежность по тому, кто такой сетью пользуется: vkontakte – для люмпенов, facebook – для «людей». Правда, fb во всем мире давно уже стал платформой для престарелых яппи и домохозяек. И нашу страну скоро захватят более новые и «продвинутые» интернет-комьюнити. Но суть от этого вряд ли изменится.
Спектакль работает с нашими реальностями в принципе. Пока в одной из них мы строим гражданское общество, создаем новые спектакли, снимаем кино, в другой – уничтожают тех, кто отличается цветом кожи, ориентацией, еще чем-то.
В “другой” реальности говорят (как мама Сережи в спектакле), что театры заполонили голые пидарасы, которые бегают по сцене, и это не театр! И ситуация, как бы кто себе не льстил, практически одинаковая как в столице, так и в регионах.
Поэтому важный аспект одесской премьеры – как ее воспринял зритель??? И если в начале спектакля среди зрителей проносились возмущенные реплики в духе: «Смешно, прям некуда деваться. Кто это вообще написал? Кто автор?» (но из зала никто уходил, после антракта зрительские ряды тоже не поредели), то в конце спектакля уже никто не шептался.
Откровенно говоря, Стас Жирков показал лайт-версию пьесы, смягчил ее жесткость, сократил обсценную лексику. Например, в финале пьесы Танька говорит, что людей нужно «пиздить и любить! И опять пиздить».
В связи с этим, так и хочется сказать господам, сомневающимся по поводу того, «что есть театр», – приготовьтесь! Это только начало. Мы будем вас «любить и пиздить»! Но главное – любить. Правда, каждый так, как умеет.
Текст: Богдана Орлеанова
Фото: Ирина Рогава
Источник: https://www.ukrainiantheater.com