«Женитьба» – это выбор

Главную героиню, засидевшуюся в девках, пытаются выдать замуж. Благо, что варианты за кого у свахи есть.

Но это только на первый взгляд предлагают «выбор»: шестеро мужчин ничем не отличаются друг от друга. «Выбор без выбора» обеспечен, а тут еще и сваха со сватом злостно настаивают на женитьбе. И не важно, на ком. Сваха, что создала и воспитала шестерых гомункулов, и сват, которого сваха сама неудачно женила – оба уверены в правильности своих действий. Героиня неспособна сказать «Нет», но так ли ей самой нужно замужество?

«Некоторые женятся, а некоторые так» – Борис Гребенщиков

В любом культурном произведении я ищу актуальный социокультурный подтекст. Ищу его даже там, где его автор мог не предусматривать. «Женитьба» – спектакль о слабых мужчинах, которые неспособны самостоятельно принимать решения. Которым нужна не жена, а мамочка. Потому что «слабые» мужчины хотят обеспечить собственное счастье, а не счастье другого человека. И в этом они одинаковы. Одинаково жалки мужчины «Женитьбы» и современности.

Всем ли нужна женитьба? Конечно, нет. Ведь брак – э­­­­то взять ответственность за чужую жизнь. Степным волкам лучше оставаться одиночками, а «слабые» мужчины не обеспечат счастье другого. «Слабые» не способны «вести» в отношениях, потому что им комфортнее оставаться на позиции ведомого. Когда мужчину воспитывает женщина, и в семье нет отцовского примера «старшего», вырастает неспособный к ведущим отношениям мальчик. Но захочет ли женщина сама занять с таким мужчиной позицию «старшего»? Женская природа реактивна, поэтому не удивительно, что в культуре настолько популярен образ «сильной» женщины, что порожден окружением «слабых» мужчин.

На сцене сразу замечаешь мистический почерк режиссера. Начальный выход героини из тумана и вовсе похож на выход из «Украденного счастья». Та же глубокая образность и метафоричность, что невольно вызывает аналогии с «Кислородом» Вырыпаева. Закручивание длинной косы вокруг шеи, что душит главную героиню. Образ свахи и ее юбки, где прячутся мужчины, что даже сват, когда надевает ее, на время сам становится свахой. Он говорит героине, что если все женихи одинаковые, то выбирай жребием. Поэтому будь я Юнгом, сказал бы, что Урывский черпает образы из омута коллективного бессознательного и древних архетипов.

Знаковыми моментами спектакля считаю рождение мужчин и процесс их взросления, вылет мокрого свадебного платья из колодца, за которым бегают женихи, и совместная игра на диковинном музыкальном инструменте. К финалу Урывский приходит к логическому завершению: отторжение жениха и невесты и возвращение жениха туда, откуда он и пришел. Колодец заколачивается, а спектакль возвращается туда, откуда начинался. Музыка повторяется. Колесо жизни сделало новый оборот. Жизнь продолжается.

Главную роль в спектакле играет Марина Климова, которую знаю еще с занятий в Одесском театральном лицее. На сцене сразу заметно взаимопонимание между актрисой и режиссером, что вылилось в высококачественную актерскую работу. Но слабее сыграла сваха. Мне ее образ зашел плохо, и часть ее реплик было не слышно. В то же время у женихов получилось точно сыграть «однородную массу» через хорошо синхронизированную хореографию.

«Женитьбу» оцениваю в 9 из 10, и я рад, что спектакль поставлен в моем родном городе. Словами классика: «Много кто хотел родиться в Одессе, но не у всех получается». Урывскому это нисколько не мешает, так что обращаюсь к вам, одесситы и гости города. Это спектакль, который стоит не только посмотреть, но и приехать в Одессу, чтобы его посетить.

Источник: https://yabl.com.ua

Константин Белинский для YABL о премьере «Вона його любила»