Десяточка одесских режиссеров: русский Труффальдино, алжирские сны и американские басни без морали/интернет-издание «Думская» (19 июня 2014 г.)

Театральных актеров в нашем богоспасаемом Городе хоть пруд пруди, а вот режиссеров куда меньше, режиссер – профессия штучная! Режиссер сродни демиургу; он организовывает время и пространство спектакля, создает свою реальность, и если идеальную жизнь создать невозможно, то идеальный спектакль – вполне!

Задача режиссера – проявить свою творческую индивидуальность и помочь актерам проявить свою, не забывая при этом о драматурге, конечно. «Думская» нагло продолжает создавать абсолютно субъективные десятки творческих специальностей, не согласны – формируйте в комментариях свои.

Первым номером, безусловно, идет художественный руководитель Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько, народный артист Украины Игорь Равицкий, окончивший в 1969 году Киевский институт (ныне университет) театрального искусства и кино, много лет пестующий свой творческий коллектив. Его спектакли, что называется, крепко сработаны, актеры подбираются на роли именно так, чтобы произошло стопроцентное попадание в образ. По знаку Зодиака – Скорпион, характер непростой, склонен копать глубоко и смотреть дальше драматурга.

– Мне кажется, что два спектакля, которые я поставил в Одесском украинском театре, могут претендовать на большую по сравнению с драматургической основой глубину, — говорит Игорь Николаевич. – Во-первых, спектакль по пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло», поставленный в 1991 году. Это был жесткий, шокирующий спектакль, который обращался к людям: «Остановитесь! Так нельзя жить». Он имел гораздо более глубокий смысл, чем было у автора.

Второй спектакль – комедия «Два ангела» по пьесе Виктора Шендеровича «2 ангела, 4 человека», — продолжает режиссер. — Пересмотрев спектакль, автор сознался, что спектакль по его пьесе-комедии совсем неожиданно приобрел глубоко драматический, даже трагический, философский смысл. В какой-то степени это касается и спектакля «Семейные сцены» по пьесе Анны Яблонской, который мы поставили на экспериментальной сценической площадке – «Зритель на сцене». Например, в финале появился новый смысловой акцент: атмосфера успокоенности, которая была у автора пьесы, у нас сменилась кричащими нотами: прыжок героев с крыши можно понимать по-разному…

Вообще хочется, чтобы каждый из спектаклей, которые ставишь сам или твои коллеги, не был проходным, чтобы не просто иллюстрировал жизнь. Зрителю нужен театр, который не является лишь местом для развлечения. А что премьеры появляются у нас не так часто, как, может быть, хотелось бы – так ведь и львенок рождается раз в год, но это лев! Я приступил к работе над пьесой Кшевашевского «Шинкарка и черт». Фантастическая комедия, которая была поставлена в нашем театре в 1925 году, сразу после открытия театра. Другой театральной жизни она не имела. Это яркая, ироничная история любви. Хотим ею открыть новый 90-й театральный сезон, — заключает Равицкий.

Наш номер два – режиссер и балетмейстер в одном лице, одессит, много проработавший в Питере, заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун. Победоносец, полководец, собирающий вокруг себя толпы актеров-энтузиастов и зрителей-фанатов. Русскому театру делают кассу его мюзиклы-блокбастеры («Вий» идет до сих пор, «Степан Разин» недавно сошел со сцены), оперетте – тоже мюзиклы, а то и рок-оперы («Ромео и Джульетта» уже в который раз обновляет актерский состав). В том же Русском театре «Простая история» по пьесе Марии Ладо без особых танцев, если не считать намека на деревенскую кадриль, заставляет зрителей рыдать от сочувствия к персонажам, среди которых не только люди, но и звери.

О таланте балетмейстера надо говорить особо (сходите покамест в Оперу на вечер балетов Стравинского в постановке Ковтуна, подготовьтесь к нашей будущей десятке балетмейстеров!) А о режиссерских планах Георгия рассказать можем. Сейчас в русской драме продолжается работа над спектаклем «Труффальдино» по знаменитой комедии Карло Гольдони, начат пошив костюмов, изготавливаются декорации. Для реализации режиссерского замысла артистам необходима специальная подготовка — профессиональные спортсмены из спортивной школы № 1 обучают их азам акробатики. Будет что посмотреть в новом сезоне!

Мягкий, деликатный, тонко чувствующий режиссер, основатель и директор любимого одесситами «Театра на Чайной» Александр Онищенко идет у нас номером третьим. Выпускник театрального лицея, он также является квалифицированным строителем, работал в Италии, маленький театральный зальчик на Карантинной обустроил своими руками. Здесь собираются лучшие артисты города и творят, что хотят. В основном они хотят участвовать в Сашиных постановках — таких, как «Аве Мария Ивановна», «Маленький Донни, победивший мрак», «Прекрасное воскресенье для…», «За стеклом» и так далее.

– Сейчас работаем над пьесами современного американского драматурга Дэвида Айвза, — рассказал «Думской» о своих планах Александр. — Сложный необычный материал, то ли притчи, то ли басни без морали. Не знаю, смогу ли сделать по ним спектакль, который примет одесская публика. Недавние гастроли в Чернигове прошли хорошо, публика очень благодарная. На лето все выезды отменили в связи с событиями в стране.

Великая и ужасная номер четвертый – первая леди театра «Тур де Форс» Наталья Князева. Яркая, харизматичная, тесно ей стало в актерской шкуре, так создала свой театр-студию, обучает студийцев, выпускает противоречивые, зато интересные спектакли, на которых точно не уснешь – женские персонажи активно пытаются докричаться до мужских. Необычайно работоспособна, у нее всегда на примете пьеса, которая вдохновляет.

– Сейчас у меня в работе «Медведь» Чехова, «Монолог мужчины, сидящего в кресле» по Маркесу, две пьесы Теннесси Уильямса, «Крик» и «Предназначено на слом», а также еще две пьесы, о которых пока не говорю, — призналась «Думской» Наталья Сергеевна.

Ее тезка проходит в нашей условной десятке под номером пятым — Наталья Афанасьева, она же Тоша. Став дипломированным психологом, окончила факультет режиссуры театра в Одесском театрально-художественном училище. Поставила в Театре на Нежинской спектакль по пьесе Александра Марданя «Борщ в четыре руки», участвовала в качестве ассистента режиссера в социально-культурном проекте «Анна Яблонская. Возвращение». В Театре юного зрителя, где работает четвертый сезон, поставила спектакли «Аншлаг», «Эскориал» и «Дорогая Памела». Миниатюрная, необычайно энергичная, настоящий маленький солдат искусства, Тоша любима всеми, кто с ней работал или пока только мечтает об этом.

– Не планирую пока ничего конкретного, — расстроила Тоша неопределенностью. — Руководство ТЮЗа еще не определилось с планами, пока только выбираем… Более точно будет известно в новом сезоне, к концу августа.

Руководитель студии «Театр 21» Алексей Жила Базель – номер шесть в режиссерской десятке. Окончил факультет режиссуры художественного фильма в Киевском национальном университете театрального искусства и кино, экономико-правовой факультет ОНУ имени Мечникова. Много шума наделал его «Норд-Ост» по одноименной пьесе Торстена Бухштайнера – пронзительные женские монологи о войне, мире и терроризме. На творческие отчеты студийцев собирается вся театральная Одесса – настолько интересно! У Алексея еще меньше предубеждений, чем у любого другого одессита, ибо он практически человек мира, ему близки и Запад, и Восток.

– Я родился почти в Алжире — отец работал там, — рассказал Алексей. — Почти родился — мама приехала в Одессу рожать. И сразу обратно, уже со мной. Жил до трех лет в Алжире, многое ярко запомнил — очень много французов было, культуры французской. Интересно, как сейчас… Мы жили в доме на две семьи. Соседи — благополучные арабы, я с их детьми дружил, девочку звали Самира, а мальчика — Мухаммед. Собака белая и дерево лимонное во дворе очень ярко помню, красота, был особый дух… У меня от Алжира остался привкус от всего восточного. Чувствую всегда родное в мотивах, запахах, пище. На Кубе жил со 2-го по 6-й классы, это моя вторая родина, райское место, свобода и вечное лето! Другая планета… вот как раз сегодня думалось, что хочу туда на месяц. Поездить по местам детства. Но больше всего все же люблю Францию. Париж. Что касается творческих планов — планирую в течение месяца выпустить спектакль с Аленой Тимковой, название узнаете позже. Определяюсь, где, в «Театре на Чайной» или в «Бейт-Гранде», играть. Ну и потом еще две работы готовлю…

В маленькой студии режиссерам дышится свободнее, крупный официальный театр налагает свои обязательства! Седьмой, счастливый номер – одессит и петербуржец, в этом сезоне еще и главный режиссер Одесской музкомедии, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский.

Интеллигентнейший человек, любимец артистов! Мюзиклы «Граф Воронцов» и «Скрипач на крыше» — последние его достижения, собирают залы и пробуждают в публике добрые чувства. Считает, что и мюзиклу, и старой доброй оперетте, и рок-опере должно быть место на одесской сцене. Причем оперетты стоит ставить, по мнению Владимира Ивановича, только шлягерные, любимые народом, прошедшие проверку зрительским вниманием, чтобы не было ошибок. Спорное утверждение, но в театральной реальности большого коллектива и впрямь не до рискованных экспериментов: чтобы полностью окупить себя, спектакль должен пройти при аншлагах сотни раз!

Покамест Владимир Подгородинский наметил постановку новых версий классических оперетт — «Цыганский барон» и «Сильва», а для детей — «Джельсомино» Александра Клевицкого.

Под номером восемь – еще одна актриса ТЮЗа Оксана Бурлай-Питерова, на сцене всегда предстающая в ролях красивых, энергичных героинь. Востребована и в детских, и в молодежных постановках, и в кино. Несмотря на удачно сложившуюся актерскую карьеру, никогда не успокаивается, стремится к большему. Окончила факультет режиссуры театра в высшем театральном училище имени Щукина, поставила свою же пьесу для детей «Волшебные башмаки». Но ТЮЗ – дело такое, маленькие зрители подрастают, приходят другие, спектакли в репертуаре меняются нечасто… Поэтому Оксана работает еще и в театре-студии «Призвание».

– Как режиссер я сейчас работаю над пьесой Островского «Женитьба Бальзаминова» со своими студийцами образцового коллектива Украины театральной студии «Призвание», — рассказала Оксана. – А еще над пьесой «Мириам» Олега Юрьева. Этот спектакль готовится к открытию Камерной сцены в ТЮЗе ( в репетиционном зале) в сентябре. Скорее всего, это будет совместный проект ТЮЗа и театра-студии «Призвание».

Номер девятый – снова Театр юного зрителя, снова красавица-актриса. Ирина Охотниченко в качестве своей режиссерской дипломной работы московском театральном училище имени Щукина в 2009 году поставила пьесу Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». На нее ходят как подростки, так и взрослые, желающие разобраться в сложных отношениях со своими подрастающими чадами. Многим помогает! Нас учат профессии, но быть родителями приходится учиться самостоятельно.

Вы будете смеяться, но завершит нашу десятку еще одна актриса-режиссер из ТЮЗа, прелестная и строгая Янина Крылова. Чтобы освоить новую специальность, окончила Харьковский национальный институт искусств имени Ивана Котляревского, факультет режиссуры драматического театра.

Детский спектакль «У ковчега в восемь» поставила на сцене родного ТЮЗа в позапрошлом году, успела показать прошлой осенью на фестивале детских театров в Макеевке. Наверное, в чем-то он оказался пророческим, так как библейская тема Всемирного потопа, затронутая в пьесе-притче немецкого драматурга Ульриха Хуба, которая идет в ТЮЗе в переводе Екатерины Гороховой, вызвала неоднозначную реакцию маленькой и взрослой публики.

Не привыкли наши дети решать, кто из пингвинчиков достоин спасения, а кто – нет. В Германии «У ковчега в восемь» считается лучшей пьесой для детей, у нас еще не привыкли к тому, что на детской сцене может появиться такой персонаж, как Бог. Янина свою задачу постановщика выполнила с честью, ей бы новых постановок побольше (как и Оксане, Ирине), но на это нужны средства, для этого все мы должны жить лучше.

Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева

 

Український театр розпочав культурно-просвітницьку акцію