«Тени забытых предков»: об аншлаговом спектакле в Одессе

Вот уже четыре года на сцене Украинского театра идёт спектакль «Тени забытых предков» по одноимённой пьесе Михаила Коцюбинского. Это первая постановка режиссёра Ивана Урывского. И каждый раз – аншлаг и бурные овации. Чем же так зацепил одесситов этот спектакль и почему его стоит посмотреть.
«Тени забытых предков» – культовый спектакль, который сразу приобрёл народную любовь. Его можно смотреть энное количество раз, при этом заново открывая что-то новое в прочтении. Спектакль положен на очень чувствительные ноты: любви и смерти, единства человеческой души и природы. Это сказка о мифическом сознании карпатских горцев-гуцулов, с языческими моралями, которые прочно вошли в их повседневную жизнь.
Это спектакль-притча. Куда же приводит любовь? На первый взгляд кажется, что здесь любовь не играет роль спасительницы мира. Но несомненно, торжество добра над злом происходит в результате бессмертия душ героев. Метафора такова, что смерть равняется жизни, а жизнь –смерти, где смерть – это борьба со всем неугодным. Все это можно расшифровать в знаках, символах, которые предлагает режиссёр в своей постановке. Но для понимания языка Урывского, требуются определенные интеллектуальные усилия и тонкое восприятие. Не буду вдаваться в подробности и описывать сцены из постановки, ибо метафоричный язык Урывского очень любопытно разгадывать самостоятельно.
Существенная часть спектакля – это сценография, даже в том случае, если она минималистична. В этот раз визуальный арсенал Урывского, распростёр свои масштабы и переместился в зрительный зал, где вместо привычных кресел, выросли Карпатские горы – туда отправляются украинские горцы пасти овец на полонинах. На сцене действие происходит вокруг «алтаря» в виде креста и символического костра над ним, как бы синтез между двух миров: христианского и языческого.
Музыкальное сопровождение, с психологическим настроением сюжета, соткано из гуцульских народных мелодий и шаманских ритмов. Но оно не накладывается на сюжет, а органически из него вырастает. В спектакле использована как звуковая фонограмма, так и живое исполнение: мини оркестр из скрипки, контрабаса, литавры, сопилки и дрымбы. Следует отметить, что живой оркестр гармонично слился с актёрами.
В постановках Ивана Урывского огромное значение имеет пластическое решение. В этом вопросе, он целиком и полностью доверяет своему товарищу по цеху Павлу Ивлюшкину. Хореографу с неизменной периодичностью удаётся выразить всю глубинную суть художественной структуры спектакля. Этот удивительный тандем всегда поражает своей гармонией. Даже если спектакль лишить главного оружия – слова – заменить его можно языком пластики. Динамика спектакля, его темпо-ритмы определяются танцем, точным пластическим решением постановки. С помощью пластики раскрывается иной раз смысловое содержание кульминации спектакля.
Кроме спектакля «Тени забытых предков», Иван Урывский представил зрителю ещё три постановки – «Последний день лета» по мотивам «Утиной охоты» Александра Вампилова, «Турандот» по пьесе Карло Гоцци и «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя. Все эти спектакли являются репертуарными и идут на сцене Украинского музыкально-драматического театра им. Василия Василько.