«Она его любила»

27 и 28 июня в Одесском академическом Украинском музыкально-драматическом театре имени Василя Василько состоялась премьера спектакля «Она его любила».

Режиссёр-постановщик новой работы васильковцев — молодой, но уже опытный и популярный художественный руководитель киевского театра «Золотые ворота» Заслуженный артист Украины Стас Жирков. Его программная позиция в том, чтобы под накалом страстей переплелись воедино смех, слёзы и напряжение настоящего триллера… В спектакле нет места набившим оскомину «патетическому нафталину» или «нафталиновой патетике», и в значительной мере достичь искренности и органики актёрам помогает то, что зрители располагаются буквально рядом с ними, непосредственно на сцене.

Стаса Жиркова пригласила на эту постановку директор — художественный руководитель театра Юлия Пивоварова, и случилось сие в тот же самый день, когда она одержала победу в конкурсе на эту должность. Почему именно его? Ведь, казалось бы, нынче многие режиссёры увлечены современной драматургией. Однако создавать на её основе столь же яркие спектакли способны считанные из них. А вот Стас Жирков — как раз из их числа. Уроженец Черноморска, десять лет назад стал правой рукой основательницы независимого театра «Открытый взгляд» Ксении Ромашенко. В 2011 году Стас получил премию «Киевская Пектораль» за лучший режиссёрский дебют. А ещё три года спустя возглавил в столице театр «Золотые ворота». Одновременно Жирков интересно и плодотворно сотрудничает с Магдебургским театром в Германии. Свидетельство успеха молодого режиссёра — стопроцентно красноречивый факт: билеты на поставленные им спектакли «Сталкеры», «Слава героям», «Иллюзии» распроданы на несколько месяцев вперёд.

Для Жиркова, по его же утверждению, театр — это не столько школа, сколько новый эмоциональный опыт. Оттого в его постановках нет «кодов», которые нуждались бы в расшифровке: на сцене — только то, что происходит здесь и сейчас, а в героях происходящего непременно узнаёшь себя и тех, кто тебя окружает.

Наш разговор с режиссёром состоялся накануне премьеры.

— В чём вы ощущаете для себя (и адресуете зрителю соответственно) актуальность спектакля «Она его любила»?

— Есть темы, которые будут злободневны всегда. Одна из них — первое сильное чувство, большая любовь. Это было актуально век назад, вызывает острую заинтересованность сегодня и не утратит важности ещё и сто лет спустя. Наша сценическая история «Она его любила» — история об ученице, влюбившейся в учителя, который, в свою очередь… поспорил на неё с лучшим другом. Что тут победит — любовь или деньги?..

— Почему для постановки в Одессе вы выбрали именно эту пьесу?

Убеждён, что современная драматургия порою должна быть жёсткой. Накал страстей — это, согласитесь, основа основ театрального сюжета. Я давно хотел вернуться в родной город, но уже как профессионал, и сделать спектакль. И когда я получил приглашение от Юлии Пивоваровой, то ответил, что готов ставить именно эту пьесу. По-моему, это то самое, чего сейчас явно не хватает театральной Одессе. Пьесу создал современный белорусский автор Андрей Иванов, я — соавтор идеи. Местом действия, вместо указанного в тексте Минска, мы избрали Одессу. В результате со сцены пойдёт речь, в частности, о таких опознавательных точках города, как Поскот, академия Кивалова, университет Мечникова.

— Какого зрителя вы видите основным адресатом спектакля, какого отклика ждёте от аудитории?

— Спектакль не может быть просто интересен, — он должен либо цеплять за живое и держать, либо не трогать вообще. Исходя из этого, мы стремимся зацепить тех, кто готов думать, чувствовать, быть открытым и восприимчивым к тому, о чём мы хотим сказать. А ради этого, обратите внимание, отказаться от всяких, скажем так, предварительных ожиданий. Именно так, мне думается, и нужно воспринимать искусство. Жду открытости. И ещё. Наша работа — не для ханжей. Ханжа, скорее всего, напрочь не воспримет то, что происходит у нас на сцене. Вот в Киеве появилась целая генерация молодых театралов, 25–45 лет. И есть публика, которая часто ходит в театр. Подчёркиваю: это не случайные походы раз в два года, а целенаправленные посещения спектаклей определённых режиссёров и конкретной современной направленности и тематики. Это хотелось бы увидеть и в Одессе.

— Как вы отбираете пьесы для постановки?

Извините, но тут я повторюсь. Критерий один-единственный: цепляет тебя эта история или нет, как она откликается в тебе. Если нет, то в чём смысл, ради чего ломать копья?! Это как в дружбе или в любви: либо человек «откликается» в тебе, либо нет. Вот и всё.

— А в чём вы видите задачу режиссёра?

— В том, чтобы найти контакт между пьесой и зрителем. Сделать так, чтобы актёры, которые работают в спектакле, комфортно себя чувствовали и могли показать себя с лучшей стороны в профессиональном плане.

— Чем отличается современный украинский театр от европейского?

— Мы живём в постсоветском обществе, и многие темы в некоторых городах по-прежнему табуированы. Это одно из существенных отличий. Другие отличия — в финансовых и технических возможностях (хотя некоторые театры уже приближаются к европейским стандартам). Ну, конечно же, и организация театрального дела. В этом, увы, мы пока ой как далеки от Европы… Ведь заимствовать-то нужно только лучшее. Например, способность работать в команде — непреложный закон для того же немецкого театра, где мне приходилось работать. А у нас иногда, к сожалению… Ну, вы меня поняли, да?

— Вы упомянули, что театральный зритель молодеет. А как вы относитесь к «старению» актерского состава академических театров?

— Театр — это дело молодых, которые опираются на опыт и мастерство старших коллег. А те, в свою очередь, ориентируются на ещё более зрелых. Но всё-таки и руководящий состав, и собственно основная команда театра должны формироваться из молодых людей. При этом — обратите внимание! — я говорю о возрасте ментальном, но отнюдь не паспортном. Театр — это дело очень мобильное, скоростное. И в этом его суть.

— Планируете ли в дальнейшем сотрудничать с одесской украинской драмой?

— В этом сезоне мне удалось выпустить четыре премьеры. Это был очень непростой сезон… После отпуска собираюсь поставить спектакль в Минске, потом — в Магдебурге, а после этого — в Киеве, у себя в «Золотых воротах» и ещё там же, в Театре на Подоле. Так что график следующего сезона — тоже четыре премьеры. А в Одесский украинский театр я готов вернуться в любое время! Он — честное слово, я не утрирую! — стал для меня по-настоящему родным и близким. За это моё искреннее огромное спасибо команде, которая работала над спектаклем «Она его любила». А отдельная личная благодарность — руководителю коллектива Юлии Анатольевне Пивоваровой.

Беседовала Мария Крыжановская
Фото: Ира Рогава

Издание День о прогрессивном курсе директора театра и об итогах 93 сезона