Одесские аншлаги Украинского театра: Об актерском мнении и копеечной зарплате / интернет-издание «Одесская жизнь» (15 февраля 2016 г.)

Было время, когда на спектакли Одесского украинского театра загоняли из-под палки. Билеты распространяли принудительным образом среди студентов и школьников, и все равно спектакли шли при полупустом зале.

Сегодня же Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. Василько считается одним из лучших в Одессе и спектакли идут с неизменным аншлагом. В чем секрет такой трансформации? Ответ на этот вопрос мы «Одесская жизнь» искала вместе с главным режиссером и художественным руководителем театра Игорем Равицким.

— Игорь Николаевич, вы ведь происходите из театральной семьи…

— Я родился 4 ноября 1946 года в городе Дрогобыч Львовской области в театральной семье. Отец был известным театральным режиссером, а мать – актрисой театра. Так что мне деваться было некуда.

В первый раз вышел на сцену в Ивано-Франковске, куда отца пригласили работать режиссером. Там в театре шли 2-3 спектакля, где нужны были маленькие актеры. Так что зарабатывать деньги, правда, небольшие, я начал рано. А так как я безумно люблю читать, то все эти деньги я тратил на книжки, особенно по истории. И кстати, то, что я читал с такого раннего возраста, мне очень сильно помогло в дальнейшей жизни.

Затем папу пригласили работать в херсонский театр, и мы переехали. Из Херсона папа регулярно ездил в командировки в Одессу и часто брал меня. И тогда, еще школьником, я в первый раз попал в Украинский театр (тогда он носил имя Октябрьской революции) на репетицию. Это был спектакль, как сейчас помню, по пьесе Старицкого «Маруся Богуславка». Я сидел в ложе, смотрел сбоку на репетицию, и мне в голову не могло прийти, что через много лет я в этом театре буду ставить спектакли, а потом и руководить.

После школы я поступил на режиссерский факультет Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. На курсе я был самый молодой, после одиннадцатого класса, большинство ребят имели уже одно или даже два театральных образования, но я старался не отставать.

Еще учась в институте, я поставил в Херсоне два спектакля: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и «Двадцать лет спустя», и после окончания папа пригласил меня к себе в театр на постоянную работу. Я отказался по вполне понятной причине: поставишь хороший спектакль — скажут, «это помог папа»; поставишь плохой — скажут, что он настолько бездарен, что даже папа не смог ему в этом помочь. Я сказал себе: поеду в любой маленький город, в небольшой театр, и если я там выживу, если я там стану режиссером, значит, я смогу работать в любом другом театре. И в 1969-м году я выбрал город Сумы, очень маленький театр имени Щепкина и там я начал учиться азам режиссерской профессии. Что такое режиссер я, на самом деле, понял только лет через десять.

А до этого, отслужил в армии и вернулся в Сумы и получил предложение поехать на стажировку в Москву, тогда еще молодых режиссеров туда приглашали. Меня спросили: куда ты хочешь поехать? А в Москве в Малом театре в то время был потрясающий режиссер Борис Иванович Равенских, и я попросился к нему. С 1974-го по 1976-й — у меня были два прекрасных года, потому что я каждый день видел живые легенды театра: Царева, Бабочкина, Ильинского, Смоктуновского. Там ставили спектакли такие выдающиеся режиссеры, как Роман Григорьевич Виктюк, Леонид Ефимович Хейфец, другие. И вот два года я смотрел, учился, набирался опыта, помогал в постанове в качестве ассистента режиссера.

А когда стажировка заканчивалась, мне предложили остаться в Малом театре, но в качестве ассистента режиссера. Но у украинца же гордость на первом месте: «Как это так, я останусь ассистентом, хоть и в Москве, и в Малом театре, но ассистентом — никогда! Лучше я поеду домой и буду там первым парнем!» Я вернулся в Сумы, проработал там год и в 1977-м году стал самым молодым тогда главным режиссером на Украине. Мне тогда было 30 лет.

В 1984 году я получил приглашение от Одесского театра Октябрьской революции поставить спектакль по произведениям Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Тогда еще никогда и нигде это произведение не ставилось. Я ставил два месяца и мне помогала потрясающая команда: заведующий музыкальной частью Борис Соломонович Зильбергрейт, художник Михаил Борисович Ивницкий — это были легенды театрального дела. Спектакль получился, и через какое-то время я получил приглашение переехать в Одессу насовсем. Одновременно меня пригласили еще в два города: возглавить Днепропетровский театр имени Шевченко и львовский театр имени Заньковецкой. Но я, не думая долго, сказал: конечно, Одесса. И с 18 сентября 1988 года мы с женой здесь живем, трудимся, пытаемся что-то делать в нашем родном любимом украинском театре.

Продолжение читайте на сайте Одесская жизнь.

 

Відбулася благодійна вистава «Кайдаші»