«О любви… без слов» / Клуб журналистов «Ять»

«То, без чего нас невозможно представить, еще труднее – понять». Эта фраза-девиз парфеновского цикла «Намедни» как нельзя лучше подходит к новой постановке Одесского украинского музыкально-драматического театра «Про кохання… без слів» («О любви… без слов»).

Место действия – танцплощадка. Самая обычная танцплощадка, каких были тысячи в парках по всей стране. Стране, которой больше нет. А вот площадка – есть, та самая, с эстрадой-«ракушкой», с репродуктором и иллюминацией. Ее построили на сцене нашего Украинского театра. Время действия – с 1920-х по 1980-е. Персонажи – мужчины, женщины и — музыка.

Киноманам сразу вспоминается «Бал» Этторе Сколы – в этом фильме история нескольких десятилетий прослеживается на танцполе французского ресторана. Автор одесского спектакля Татьяна Борисова не скрывает, что в его основе лежит та же идея: о событиях не обязательно рассказывать словами, о них можно петь и даже танцевать.

Московский режиссер-балетмейстер Татьяна Борисова не в первый раз работает с труппой нашей Украинской драмы. В 2001 году она ставила танцевальные номера для «Принцессы Брамбиллы» (режиссер Г. Мацкявичус). Этого спектакля давно уже нет в репертуаре театра, но я помню его премьеру и поразивший тогда одесскую публику высокий уровень этой работы. Впечатляла не только постановка, но и то, что под руководством Татьяны Борисовой драматические актеры освоили непростые хореографические партии.

Однако тот удачный спектакль не гарантировал успеха нынешнего проекта. С одной стороны, за прошедшие годы труппа профессионально выросла, но, с другой – игравшие в «Принцессе Брамбилле» стали старше на надцать лет, а музыкально-пластический спектакль «О любви…», который сочинили Т. Борисова и ее соавтор А. Плетнев, требует хорошей физической формы. Актерам здесь необходимо танцевать (от фокстрота и примитивного современного «медляка» до брейк-данса), петь, исполнять акробатические трюки. И еще одна сложность: каждый должен сыграть несколько ролей, создать несколько образов, причем, не произнося ни слова.

Сегодня, когда с успехом прошли два премьерных спектакля, можно сказать, что одесситы справились с материалом блестяще. Не только актеры – весь театр. Эта постановка – изящная, но очень сложная конструкция, в которой продуманы каждый жест, каждое па, просчитана каждая секунда, причем, не только на сцене, но и за кулисами. Ведь, «переходя» в следующее десятилетие, актеры моментально преображаются: только что были спортивные тапочки – и вот уже туфли на шпильках, вместо косичек — «бабетта», были кримпленовые платья – теперь хипповской прикид. Для спектакля было создано около 150 (!) костюмов, подобран ретро-реквизит. В итоге авторам удалось очень точно передать атмосферу каждого отрезка времени. Отдельно хочется отметить великолепную работу художника по свету.

Ну и, разумеется, музыка!.. На танцплощадке звучат шлягеры прошедших лет, отдельные песни актеры исполняют вживую.

В спектакле «О любви… без слов» нет главных героев. В каждой сцене-десятилетии на площадке происходит событие (танцы, волейбольный матч, выпускной вечер, свадьба…), внутри которого разворачивается много маленьких историй. Тут – симпатия с первого взгляда, здесь – наоборот, безнадежные попытки познакомиться, а эти двое ссорятся… Следить за происходящим и увлекательно, и сложно. Станешь наблюдать за одной парой – упустишь другую «лав-стори».

Пожалуй, от публики здесь требуется определенный зрительский талант: надо уметь почувствовать тот акцент, который постановщик сделал в отдельных сценах на тех или иных персонажах. Впрочем, если зритель ошибется или намеренно выберет для себя других героев, он ничего не упустит. На танцплощадке все характеры яркие, все истории — захватывающие. (Хотя, по-хорошему, театру надо было бы продавать на эту постановку не обычные билеты, а абонементы с правом посмотреть спектакль хотя бы три раза. Уверена: посмотрев один раз, я упустила массу интересных деталей.)

Зрители постарше могут узнать себя в героях спектакля. Те, кто моложе, вспомнят семейные фото, на которых у бабушки – такая же прическа, а юный папа держит такой же приемник, как в спектакле. А кто-то узнает героев и ситуации, которые видел в классических советских кинолентах. Вот, например, некрасивая девчонка держит ворох чужих сумочек («Начало»), дамочка в ярком платье исполняет «энергичный танец» («Афоня»), а вот девушка раздает белые цветы людям в толпе, под огнями салюта Победы («Летят журавли»). Мне эти моменты показались не заимствованиями, а намеренными отсылками к фильмам — таким же знаковым для поколений, как известные песни. Без которых нас не представить и не понять.

P.S. Я намеренно не упомянула никого из актеров и создателей спектакля, кроме Татьяны Борисовой, потому что перечислять необходимо всех без исключения, кто упомянут в программке. Кстати, сама программка тоже порадует поклонников Одесского украинского театра: в ней – детские фото актеров. Такими они были, мальчишки и девчонки, родители которых – не исключено! – познакомились в парке, на танцплощадке.

Текст: Римма Березенко

Фото: Анна Токолова

Приносимо вибачення за неточність