На языке любви / Журнал «Фаворит» (№5, июль 2013 г.)

Более тридцати лет назад одесская публика влюбилась в спектакли Московского театра пластической драмы под руководством Гедрюса Мацкявичюса.

Выросший из ансамбля пантомимы, этот коллектив единомышленников заявил о новом языке сценического искусства – языке человеческого тела, способном выражать самые глубокие и сокровенные мысли и чувства. Своеобразным возвращением к той влюбленности в постановки Мацкявичюса стал новый спектакль Одесского музыкально-драматического театра «О любви… без слов».

Впервые «привезла» Театр пластической драмы в Одессу и «заразила» им одесситов Валентина Прокопенко, которая в то время работала редактором в Одесской филармонии. Не удивительно, что, став в 2001 году директором Одесского украинского театра, Валентина Михайловна пригласила на постановку Г. Мацкявичюса, с которым ее связывала многолетняя дружба. Гедрюс предложил инсценировку повести Э.Т.А. Гофмана «Принцесса Брамбилла». Это был драматический спектакль, в котором слово и пластика выступали на равных. Работа над «Брамбиллой» увлекла труппу. Многие актеры открывали неведомые им ранее средства пластической выразительности, постигали возможности собственного тела. Ассистировала Мацкявичюсу его ученица Татьяна Борисова. Спектакль получился ярким, оригинальным и стал событием в культурной жизни Одессы.

С тех пор много воды утекло. Молодым ушел из жизни Гедрюс. Но желание возвратиться в мир пластической драмы в Украинском театре не угасло. Оно и привело к постановке музыкально-пластического спектакля «О любви… без слов», в котором именно Татьяна Борисова выступила соавтором сценографии (вместе с Александром Плетневым), режиссером-постановщиком и хореографом.

Новый спектакль – история бытия нескольких поколений, которым выпало жить во времена гражданской войны и нэпа, существовать «в буднях великих строек» и атмосфере мрачной эпохи «большого террора», быть опаленными огнем войны, испытать трудности послевоенных лет и пережить иллюзии «оттепели», но при всем этом – любить, радоваться жизни, мечтать… Советский ХХ век, со всеми его невзгодами и надеждами, потерями и обретениями, проходит перед зрителями в точных пластических рисунках, в ярко очерченных характерах, в музыке времени.

События разворачиваются на танцевальной площадке, но это – не танцевальный спектакль. Действие развивается по законам драматического театра, однако свои мысли и эмоции актеры выражают не словом, а средствами пластической выразительности.

Каждому исполнителю – а их в спектакле двадцать три – приходится много раз перевоплощаться. И происходит это удивительно органично, естественно.

Подчеркивают перевоплощение признаки времени – костюмы, аксессуары и, конечно же, музыкальное оформление. Точные психологические зарисовки, четкий темпоритм, продуманность мизансцен, позволяющих актерам на глазах у публики легко «перешагивать» из одной эпохи в другую, заставляет зрителей следить за действием с неослабевающим вниманием.

«О любви… без слов» – спектакль на редкость ансамблевый. Здесь невозможно выделить кого-то из исполнителей, поскольку все работают с одинаковой самоотдачей, по-своему интересно, все связаны общей постановочной задачей. Режиссеру-постановщику удалось увлечь актеров оригинальным материалом, побудить их работать в нужном ключе и в итоге получить замечательный результат. Кстати, этот результат свидетельствует о высоком творческом потенциале Украинского театра, где при наличии качественной режиссуры можно решать самые сложные задачи.

Возможно, спектакль воспринимался бы еще ярче, если бы некоторые музыкальные фрагменты исполнялись под «живой» музыкальный ансамбль, а не исключительно под фонограмму. И, конечно, хотелось бы более выразительного сценического света – столь необходимого инструмента современного театра. К сожалению, отсутствие такового – не вина, а беда Украинского театра, который остро нуждается в технической модернизации, но собственными средствами на это не располагает.

Тем не менее спектакль, ставший заключительным аккордом театрального сезона, заслуживает самых добрых слов. Он обращен к сердцу и разуму зрителей, он волнует и заставляет о многом поразмыслить. За полтора часа, прожитые в его пространстве, мы проникаемся его духом, его мыслью, а это дорогого стоит.

Текст: Роман Бродавко

Фото: Анна Токолова

Відкриття 89-го театрального сезону!