Максим Голенко — о театре без мишуры: «Люди платят за ощущения»

Украинский режиссер рассказывает о том, почему театр — это не о развлечениях.

В декабре в Одесском академическом украинском театре имени Василя Василько состоится премьера остросоциального спектакля «Энеида». Режиссер — один из самых востребованных в Украине, художественный руководитель киевского «Дикого театра» Максим Голенко. Он поставил более 20 спектаклей по всей Украине. Режиссер экспериментирует с площадками, перенося театральное действие на цирковую арену или в клубы и не боится поднимать острые проблемы страны и общества.

Театр за рамками театра

Как вы выстраиваете работу с труппой?

Я пытаюсь создать атмосферу, в которой интересно работать. Актеры должны себя чувствовать не только исполнителями, но и соучастниками процесса создания спектакля. Я всегда с удовольствием принимаю то, что они предлагают. И если предложение в контексте того, что происходит на сцене, оно дополняет спектакль, делает его живым. Из этого как раз и состоит спектакль, а не из моих умозрительных патологических фантазий. Должен быть драйв.

Вы впервые в Украине вынесли театр за рамки помещения и классической сцены. Как возникла эта идея?

Не было бы счастья, да несчастье помогло. «Дикий театр» — не государственный театр, поэтому у нас нет помещений. А с государственными театрами договориться невозможно. Любой самый навороченный киевский клуб стоит дешевле аренды театрального помещения. Это первое.

А во-вторых, есть такая концепция: театр должен выходить за рамки театра. Он должен быть каждый раз новый, интересный. В том числе за счет пространства. Оно дает новые впечатления, и мы это используем. Цирк — грандиозное, мощное по энергетике пространство. Это как два греческих амфитеатра, соединенных в одно. Представьте себе: давать спектакль для двух тысяч человек! Это очень интересно наблюдать — другая мизансцена, другие приемы.

Сцена без мишуры

Какой должен быть посыл у актеров?

Есть такие актеры, как принадлежащий к старой школе Олег Примогенов. Он удерживает внимание двух тысяч человек. Или Андрей Кронглевский, которого мы привезли в «Энеиду». А есть актеры с небольшими энергетическими запасами. Им нужна камерная сцена или кино, пробить огромное пространство они не могут. Это нормально и не означает, что они менее талантливые.

Недавно в «Диком театре» состоялась премьера спектакля по сценарию Наташи Ворожбит «Галка Моталко». Для нас, публики и, я надеюсь, для драматурга он стал событийным. Это автобиографическая пьеса Ворожбит о ее жизни в спортивном интернате. Актеры сыграли спектакль в этой же школе олимпийского резерва, о которой идет речь в пьесе. Это дает особую ответственность и мощнейшую энергетику. Место действия — спортивный зал с беговыми дорожками и спортивным оборудованием. В спектакле участвуют спортсмены, которые учатся в школе.

Когда зритель входит, он не понимает, спектакль это или нет. Люди и платят за такие ощущения.

 

Какие еще места рассматриваете для постановок?

Идеи сами приходят. Я себя неплохо чувствую и в классической сцене-коробке. Единственное — я очень не люблю мишуру. Когда приезжаю, всегда пытаюсь раздевать сцены — убираю кулисы, оголяю пространство. Эти сцены — как раздевающиеся женщины. Они прекрасны все! И сразу становятся невероятными, огромными.

Феодалы у власти

В чем основная проблема украинских театров?

Нет схемы сменяемости власти. Это большая проблема. Если человек приходит в театр, он приходит туда навсегда. Это его кормушка, и его оттуда не выковырять никакими средствами. Это госучреждение, деньги — человек приходит на феод, и его выносят оттуда вперед ногами. К сожалению, реформа этого не решает, она половинчатая.

А в чем суть реформы?

Это реформа, которая предусматривает переизбрание директоров театров один раз в пять лет через общественные комиссии. Но пока ее принимали, люди сами запутались. Оговаривалось, что больше определенного срока директор в театре быть не может. Естественно, по дороге собачка подросла, и в результате ничего не поменялось.

Все директора пережили стресс, и потом практически все вернулись к власти. И если что-то меняется — это приятное исключение, такое случается редко. В Одесском украинском театре барабаны Ладно давай уже события произошли так, что сейчас там новый директор (в 2017 году конкурс на должность директора театра выиграла Юлия Пивоварова). Я надеюсь, это пойдет театру на пользу. Вы видите, что за полгода здесь произошло.

На самом деле, учитывая наш менталитет, с одной стороны, все тяжело, с другой — просто: как только из театра уходит коррупционная составляющая, в театр возвращается театр.

 

Потенциал в подвалах и возрождение государственных театров

Чего не хватает вашему «Дикому театру»?

«Дикий театр» сейчас — самый распиаренный негосударственный театр, но проблема у нас та же, что и у других негосударственных театров. В многомиллионном Киеве сейчас нет площадки, где они могли бы ставить спектакли. И это трагедия. Около ста театров ютятся по подвалам. Многие с невероятным потенциалом, но пока не будут приняты соответствующие законы, это все обречено. Пока у людей есть силы дергаться, но они не бесконечны, а театры ничем не защищены. Достаточно сказать, что последние годы сцены не открываются, а только закрываются. Был независимый центр «Пасека» при Киево-Могилянке. В нем начинал работать я и Стас Жирков. Сейчас его не существует. Год назад закрылся павильон на киностудии Довженко.

Какие театры в Украине самые перспективные?

Как только в государственный театр приходит адекватный руководитель, в нем начинается жизнь.Например, Ивано-Франковский театр (директор, художественный руководитель Ростислав Держипольский) в последнее время гремит, у него интересная фестивальная история. Новый художественный руководитель в Харьковском русском драматическом театре (директор — Сергей Бычко), там может быть новая история. Его предыдущий руководитель занимал свою должность 40 лет. В Киеве это театр «Золотые ворота», а теперь, надеемся, и Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко. У этого театра есть возможность приглашать крутых режиссеров. При адекватной репертуарной политике там скоро станет интересно.

В Одессе законодателем мод становится Украинский театр. Здесь я изнутри вижу эти процессы, и они не могут не радовать.

 

Европейская театральная практика

Вы работали в Германии, участвовали в европейских фестивалях. Как относятся в Европе к украинскому театру?

Украинского театра нет на европейской карте. О том, что он существует, в Европе и не догадываются. Виновата наша система и то, что очень долгие годы мы ориентировались на Москву, все лучшее уходило туда. Сейчас мы остались с нашими провинциальными во всех смыслах муздрамами, и это все очень печально.

Расскажите о современных мировых театральных трендах.

В Германии я понял: какую комедию бы не ставили, театр не несет развлекательного начала. В Европе театр ни в коем случае и никогда не есть развлекательное учреждение. Это необходимый социальный институт, который задает вопросы, сам же на них отвечает и поднимает любые темы.

  • МАРИЯ КРЫЖАНОВСКАЯ 10.10.2018
  • Фото: irogava

Джерело: http://forshmag.me

 

Аншлаги