Lotsia про нашу гучну прем’єру «Енеїда XXI»
На сцене Одесского украинского театра показали «Энеиду XXI», созданную совместно с Диким Театром (Киев). Спектакль вызвал самые разные эмоции у зрителей – от абсолютного непонимания до самого настоящего потрясения. Разбираемся с «Энеидой XXI» вместе с культурным блогером «Лоции».
«ЭнеидаXXI» стала постановкой, в которой участвуют не только актёры Одесского украинского театра, но и киевские артисты – из «Дикого театра», «Золотых ворот» и театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Режиссёром выступил Максим Голенко (Киев), а драматургом – Виталий Ченский (Мариуполь).
В основе спектакля лежит сюжет античной «Энеиды» Вергилия – легендарный троянец и смелый воин Эней стремится построить новое мощное государство. Когда-то Иван Котляревский представил вольное изложение поэмы – он перенёс древнегреческий сюжет в современную действительность, затронув проблемы своего времени: социальное неравенство, идеи патриотизма и защиту родной земли от врагов, используя принципы народной морали, любви и ненависти. Подобным путём пошли режиссёр-постановщик Максим Голенко и драматург Виталий Ченский, создав эпичную травести «Энеида ХХI» – место действия и герои здесь осовременены, а в сюжетной линии зашифрован целый пласт удручающей действительности.
Античные герои, переодетые в современные одежды и говорящие на суржике, оказались переселенцами из Трои. Так, Эней (Дмитрий Усов) с отцом и друзьями-троянцами, вынужденные покинуть сгоревший родной дом, отправляются на поиски чудесной и абсолютно идеальной страны Гасперии. Словно пришельцы, они приземляются на руины обломков малазийского Боинга, где сталкиваются с недобросовестными таможенниками. Быстро смекнув, как работает система, благодаря «хабару», они продвигаются дальше. Следуя сюжетной линии классика, Энею и его команде приходится преодолевать самые разные препятствия на своём пути – их посылает богиня Юнона (Нинель Наточая), недолюбленная своим мужем Юпитером (Анатолий Головань). Но Венера (Виктория Остапенко), мать Энея и дочь Юпитера, всегда приходит ему на помощь, ведь только богиня Любви способна изменить мир к лучшему.
Но своему идеалистическому представлению о мире Эней был предан недолго. Оказавшись в Карфагене, он влюбляется в правительницу Дидону (Ирина Бесараб), где сразу забывает о своём заветном государстве, соглашаясь на Гасперию Плаза. Оказывается, чтобы следовать за мечтой, нужно иметь мужество – качество, отсутствующее у главного героя. Это не Эней Котляревского, который «парубок моторный, и хлопець, хоч куди козак».
В свою постановку режиссёр Макс Голенко постарался включить все громкие события, произошедшие с нами за последние пять лет. Спектакль состоит из 80 эпизодов – в нём просматриваются идеи феминизма, темы религии и президентских выборов, истории рейдерских захватов, противостояния ватников и бандеровцев, обсуждение фейковых новостей (великолепно обыгранных Ириной Охотниченко в роли ведущей Эриды Розжигайло) и многое другое.
Спектакль вызывает много вопросов – к режиссёру, к себе, к жизни. Здесь нет ни то что Героя, нет даже положительных персонажей, очень многое выражено через принцип натурализма, местами гиперболизировано и доведено до абсурда – в общем, всё как в жизни. Возможно, поэтому некоторые зрители даже уходили в антракте. Но кто обещал, что будет просто?
В конечном счёте, оказывается, что хорошо там, где нас нет. Похоже, что Виталий Ченский с помощью такого персонажа, как безвольный Эней, закладывает новый национальный смысл – хватит ждать героя, возлагая на него все свои надежды. А, существующее где-то, идеальное государство – это эфемерная мечта, такого места не существует. Можно лишь полагаться на себя и создавать лучший мир своими руками. Поэтому финальная напутственная речь матери Венеры о том, что нужно менять систему и заставлять работать закон, создавая как можно больше культурных проектов, тем самым облагораживая наше общество, звучит скорее, как предвыборное пожелание. Вопрос только кому?
Источник: https://lotsia.com.ua/