Идём в театр!

Мюзикл «Конотопская ведьма» на основе классики, современное прочтение классической «Энеиды»… Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени Василя Василько готовится к следующему сезону. О планах, о традиционных и новых форматах репертуара рассказывает в интервью BZ директор и художественный руководитель театра Юлия Пивоварова.

— Вы вступили в должность совсем недавно, минувшей зимой. Что остаётся, что меняется в театре с вашим приходом?

— Для театров и музеев традиции — это основа основ. Базис, если хотите. У нашего театра богатая история. Славная история. Прекрасная труппа, налаженный творческий процесс, интересные равно для публики и профессионалов спектакли. Сейчас мы заканчиваем 93-й сезон. Менять что-то кардинально — зачем?! Вот в русле достигнутого что-то добавлять, развивать — это да. Самое ближайшее, к примеру: в сентябре мы намерены запустить эксперимент на уже устоявшейся нашей «Сцене 38».

— А подробнее?

— У нас есть три формата постановок: основная большая сцена, спектакли, где зритель располагается непосредственно на сцене, и малая «Сцена 38». Здесь максимальное приближение к зрителю: действие происходит в репетиционном зале, который вмещает 38 человек. Оттого и название такое. Первым спектакли там начал ставить Игорь Николаевич Равицкий, с чьим именем напрямую связаны жизнь и удачи коллектива за последние 30 лет. Так вот, Равицкий поставил на «Сцене 38» спектакли «Ну… дуже маленькі комедії», «Два ангела» и «Кого люблю». Потом здесь же вышла работа Ивана Урывского «Останній день літа» (по вампиловской «Утиной охоте»). Наше стремление — сделать эту площадку экспериментальной, для приглашения молодых режиссёров с постановками по современной украинской и зарубежной драматургии. Это необременительные для театра по затратам проекты; в то же время мы верим, что они привлекут публику и представят ей современные тенденции развития театрального искусства. Как именно? А вот как раз именно благодаря тому, что здесь зрители буквально в одной плоскости, да ещё в двух шагах от актёров. Другой, чем на большой сцене, эффект, другая сопричастность, я бы сказала. И другой способ существования в роли уже для самого актёра.

— Какие спектакли в репертуаре для вас ключевые?

— Честно? Мы во всех постановках стремимся «выдерживать планку». Вне зависимости от направлений и жанров, будь то спектакли Дмитрия Богомазова, Игоря Равицкого, Ивана Урывского, Влада Троицкого… У каждого из режиссёров свой почерк. А вот характерная общность для них — современное и в то же время уважительное прочтение классики. Например, «Гамлет», «Эдип», «Счастье рядом». Конечно, есть и комедия «Шинкарка», и музыкальный спектакль «Норовливий», и сегодняшняя драматургия — «Семейные сцены» по пьесе одесситки Анны Яблонской. По общему мнению, свежи и интересны работы Ивана Урывского, одного из самых талантливых режиссёров страны. Одесситы очень любят «Дамского мастера» в постановке Андрея Бакирова. Есть два неожиданных спектакля: «Про кохання без слів» и «Полёт в ритме танго», где слово со сцены адекватно заменено пластикой и танцем.

— Чем, помимо украинского колорита, отличается ваш театр?

— Многолетний художественный руководитель театра Игорь Николаевич Равицкий, которого, увы, не стало полгода назад, развивал его именно в современном ключе, уходя от бытующей кое-где ещё, к сожалению, пресловутой «шароварщины». Ну а статус академического театра подразумевает и подтверждается актёрской школой, теми же традициями и следованием им.

— Как долго живёт спектакль и кто принимает решение о том, что его больше играть не стоит?

— У спектакля, как и у человека, своя жизнь. Есть постановки, которые существуют лишь благодаря своим «классическим названиям». Но декорации и костюмы уже изношены. Вывод в этом случае комментариев не требует, верно? Другой аспект: спектакль замечательный, но ему 20 лет, а это значит, что актёры не в том состоянии — и психологическом, и физическом, — в каком были в момент премьеры. Изменяются акценты. И, признаюсь, моя позиция такова: со спектаклем надо прощаться, когда он ещё продолжает, как говорится, «щемить сердце» зрителю. Есть такой принцип: в спорте и в искусстве лучше уйти на час раньше, чем на минуту позже. Убеждена, что к спектаклям это относится в полной мере. В Киеве, к примеру, есть традиция «последнего спектакля», когда зрители приходят прощаться с постановками. Мы, видимо, тоже обратимся к этому опыту.

Что предлагает театр помимо спектаклей?

— В этом году исполняется 125 лет со дня рождения основателя театра — Василя Василько. К началу сезона планируем провести специальные акции его памяти. И ещё. Именно Василько начал создавать музей театра, и мы хотим трансформировать его в русле сегодняшних возможностей, сделать, так сказать, динамическим, поработать над формой преподнесения экспозиции. Она будет на втором этаже в фойе, поэтому в антракте зритель сможет ознакомиться с нашими раритетами.

— В каком состоянии материально-техническая база театра?

— Техническое оснащение нуждается в обновлении. В Театре на Подоле я увидела проекторы с зеркальной проекцией, а вместо кулис — экраны. Это не главное, конечно, в спектакле, но зато какое мощное средство для создания его атмосферы, для подъёма эмоционального напряжения! Надо обновлять и наши подъёмные механизмы… Собственно, даже если только привести в надлежащее состояние то, что есть, мы уже сможем сделать намного больше и лучше. Хорошие артисты играют в любых условиях, но хочется, чтобы зрители получали удовольствие и от антуража, а не ощущали над собою потрескавшийся потолок и видели почерневший от времени фасад. Будем приводить и фойе в порядок…

— Какой образ у театра сейчас?

— Олег Вергелис в «Зеркале недели» написал, что наш театр внешне напоминает позабытого-позаброшенного Летучего голландца. Впрочем, невзирая на это, зрители нас любят и к нам идут. А мы всё же стремимся к тому, чтобы привлекал зрителя праздничный образ большого красивого здания, с красивым фойе, с хорошими спектаклями. Ведь театр, если он настоящий, обязан быть праздником для зрителя!

— Уступает ли театральное искусство другим видам развлечений?

В развитых странах в театр ходит до 9 % населения, но это не значит, что он стал неинтересен. Если мы говорим об Украине как о стране с будущим, мы должны понимать, кто мы. На этот вопрос отвечает искусство. Если у нас не будет музеев и театров, у нас не будет будущего.

— Какие премьеры были и ожидаются в текущем сезоне?

— В 93-м сезоне, который сейчас завершается, у нас вышли две премьеры: пластический спектакль «Полёт в ритме танго» и очень авторский спектакль Ивана Урывского «Женитьба». Третья премьера — в июне, это спектакль «Она его любила» в постановке худрука киевского театра «Золотые ворота» Стаса Жиркова. На репетициях я видела, что актёрам искренне нравится работать с ним.

— Чего ждать зрителю в следующем сезоне?

— Сейчас мы ведём переговоры с Георгием Ковтуном — хотим поставить мюзикл «Конотопская ведьма». В спектакле предполагается задействовать всю труппу. Далее — новое прочтение «Энеиды» режиссёра Максима Голенко. Это остросоциальная пьеса, и я убеждена, что разговоров и споров об этом спектакле будет много. А ещё ориентируемся и на традиционную классику, и на ко комедию. Очень хочется доброго и человечного на сцене! Особенно в нынешние времена…

Текст: Мария Крыжановская
Фото: Іrogava

Источник: http://zavarnik.biz/idyom-v-teatr

Новости 7 канала о прошедшей акции в поддержку Олега Сенцова