ОДЕСЬКИЙ
УКРАЇНСЬКИЙ
ТЕАТР ІМ. В. ВАСИЛЬКА
АКАДЕМІЧНИЙ
МУЗИЧНО-
ДРАМАТИЧНИЙ
СЕЗОН 93
Квитки Online
Каса театру (048) 723-89-77
65026, м. Одеса, вул. Пастера, 15

CULTUREMETER о премьере в Украинском театре

28 червня 2018
CULTUREMETER о премьере в Украинском театре

В Одесском украинском театре поставили премьеру «Вона його любила». На первый взгляд, лубочная в своей простоте история: Гопница с поселка влюбилась в Преподавателя философии из училища. Воображение подсказывает комедию ситуаций с плоскими шутками и обнаженкой. Наверное, все было бы именно так, если бы пьесу не ставил Стас Жирков (театр «Золотые ворота», Киев).

Уже в первом акте, а всего их два, и каждый по часу, становится понятно, что ожидания не оправдались: шутки есть, но не плоские, обнаженка есть – но не столько тела, сколько души. Души зрителя.

На сцене – амфитеатр из складных стульев, ограничивающий пространство сюжета. Стена, стол и четыре стула. Микрофон. Во втором действии появится гроб. Вот и все декорации.

Действие обрушивается на зрителя внезапно – двое парней пьют и кричат, спорят, сплетничают, обсуждают выгорание и Хаб. У каждого из них — собственная экзистенциальная проблема. Задумчивый очкарик Сережа он же Сергей Романович (Вадим Головко) в коротких штанишках и красных хипстерских носках мечтает уехать из страны, потому что «мы тут никому не нужны, а там гранты, гранаты – вот такие». У него есть смысл жизни, но нет средств для реализации. С дерганым тусовщиком и управляющим Hub Creative Славиком (Константин Кириленко) все сложнее — у него есть все, что нужно, потому что «когда у папы ксива, жизнь красива», но нет этого самого смысла жизни, ему каждый раз приходится себе рассказывать, как он крут и что «жизнь удалась», раз в 10 часов.

 

 

Они выпивают и беседуют, но вместо дружеского общения – сплошные просьбы и отказы. Пока речь не заходит о Тане (Марина Климова), гопнице с Поскота, которая гордится своей девственностью и бьет парней и девушек за «блядство».

Славик подбивает приятеля превратить свидания с Таней в реалити-шоу в фейсбуке, выкладывая интимное видео и фото за макбук.

А Таня, Таня видит себя принцессой. Она искренне верит, что наконец-то нашла своего рыцаря. Одна проблема – у нее уже есть другой рыцарь, Костя (Владимир Романко), и его как раз выпускают из зоны за убийство «дракона» — одноклассника, который сводил Таню на свидание.

В «Вона його любила» каждый персонаж живой и многослойный. Здесь нет лубочного зла и нет лубочного добра. За два часа, пока разворачивается действо, каждому сочувствуешь и ненавидишь за мерзость, низость, подлость, жестокость. Сережа – жертва обстоятельств или убийца? Таня – жертва корыстных мотивов, убийца, девочка-сирота или хладнокровная фурия, сталкивающая лбами мужчин? Мама (Ирина Охотниченко) – надежный приют или главный враг? Друг – подстрекатель, сутенер или заботливый человек? И, главное, какое ко всему этому имеет отношение Фейсбук? Ведь  действие разворачивается на фоне стены, а огромный стол скорее напоминает экран смартфона.

 

 

Отдельно стоит отметить удивительно естественную, хотя и явно гиперболизированную пластику актеров. Движения в унисон с интересным текстом воссоздают цельный, живой образ – одновременно и шаблонного, и совершенно уникального персонажа.

Текст драматурга Андрея Иванова настолько отточен, что, пожалуй, его растащат на цитаты. Чего только стоят «Если я не смогу получить от тебя то, что я хочу, то другие, другие смогут». Или «Я перпедователь, препреватель, пердователь. Викладач навчальної дисципліни». На сцене украинский язык органично перетекает в русский и суржик, как в реальной жизни.

Много в тексте отсылок к современной Одессе – так Славик отправляется на фестиваль Burning Man со студентками из «Академии Кивалова», Таня торгует рыбой на рынке «Северный» Поскота, вместе с Сережей они приходят на спектакль «Гамлет», где «огромный череп и красивый мужик на афише» и еще много чего уловит ухо одессита. Это – вклад режиссера-постановщика Стаса Жиркова. С драматургом Андреем Ивановым они разрабатывали вместе фабулу постановки.

 

 

Персонажи говорят о Вконтакте и VPN, о Фейсбуке и лайках. О современном театре и сексе. Спускают штаны и цитируют Софокла. В спектакле звучат песни молодой украинской группы Стрыкало – «Знаешь, Таня» и «Колыбельная». Стрыкало – это интернет-мэм, который превратился в популярную «девачковую» группу, что только подчеркивает многослойность объективной реальности.

Пожалуй, главный вопрос спектакля «Вона його любила» — кто здесь «Рыцарь, Принцесса и Дракон». И действительно ли они называют себя своими именами. И если с Рыцарем определяются задолго до концовки, то кто же на самом деле Дракон и кто Принцесса? И для кого заготовлен гроб? Дракон назовет себя в конце спектакля, но поверить ему не представляется возможным.

Зрители уходят в пустой зрительный зал, такая метафора современных социальных сетей: когда экран потух, ты остался один, снова один-на-один. И тут важно обернуться – считать последнее послание режиссера. На стене огромными буками написано: «Каждый любит как умеет».

 

 

Спектакль без преувеличений открывает новый этап, современной, базирующейся на современных типажах и проблемах, драматургии. Одесский украинский театр приятно удивляет ошеломительно свежим взглядом на сцену и само действо,  как по форме,  так и по содержанию. Убедиться в этом на собственном опыте можно уже 28-го июня и 7-го июля, на премьерных показах «Вона його любила».

 

Текст: Оксана Маслова

 

Фото: irogava

 

Джерело: CULTUREMETER

Партнери
ГЛАС
ТеНет
ТК ГРАД
Медиа-информ
Первое радио
Культурометр
Одесские известия
Телеканал
KOZYR DIGITAL
Южная волна
Журнал Zavarnik
Kims
westele.com.ua
Радио